Удобочитаемость

Какое непривычное для уха слово… И смысл странноватый, ускользающий… Не находите? Слово как-то само собой в сознании разбивается на два: «удобно читать». Может быть, редко кто всерьез задумывается об этом, но чтение с удобствами любят все. Не повышается глазное давление, внимание концентрируется в основном на самой информации, а не на средствах ее передачи. Удобочитаемость — не устаревшая, а, к сожалению, весьма подзабытая — в силу разных причин и обстоятельств — характеристика шрифта. Хочется, однако, надеяться, что не за горами те времена, когда каждый отдельно взятый издатель станет трепетно и с любовью заботиться о комфорте своего читателя (для своего же, между прочим, блага).

Вернемся все же к теме. Любая единица набора, будь то буква, слово, абзац или полоса, имеет свой сложившийся образ, этакий стереотип, который должен восприниматься читателем без лишних зрительных усилий, легко.
Удобочитаемость определяется скоростью и легкостью распознавания знаков при чтении. Этот параметр зависит от целого ряда факторов и прежде всего от соотношения длины строки и кегля шрифта, так как при сплошном чтении меньший кегль требует более короткой строки, а больший — более длинной. Узкие и сверхузкие колонки сильно снижают удобочитаемость. Анализ большинства журналов наглядно демонстрирует, что эти простые закономерности чтения очень часто нарушаются.

Очень важен правильный выбор шрифта. Требованиям удобочитаемости хорошо удовлетворяют гарнитуры различных графических типов, построенные на классической основе. Здесь значение имеет и выбор начертания, и кегль, и контрастность и ширина буквы, и размер внутрибуквенного очка. Так, сравнивая «Обыкновенную новую» с «Кудряшовской Энциклопедической», можно заметить, что у последней при том же кегле внутрибуквенное очко знака крупнее, а это позволяет набирать текст меньшим кеглем при полном сохранении удобочитаемости.

Скорость восприятия улучшается при правильно подобранном интерлиньяже. Ну как тут со слезами на глазах и дрожью в голосе не вспомнить эпоху металлического набора, когда междустрочное расстояние было определено ГОСТами, запрограммировано изначально в технологической схеме. Оптимален чуть больший интерлиньяж, чем основной кегль набора. Так, при наборе кеглем в восемь пунктов подходит интерлиньяж в десять пунктов. Обозначается это следующим образом: гарнитура такая-то, кегль 8/10.

Еще один распространенный в последнее время вид оформления — текст по плашке (фону) или изображению. Правильный подбор цветов тесно связан с удобочитаемостью; нужно следить за тем, чтобы цвета фона и литер были достаточно контрастными, чтобы не происходило никаких «слипаний«. Понятно стремление дизайнера к выразительности и иллюстративности, но часто на мониторе одно, а в тираже…

Кернинг. Обращали ли вы когда-нибудь внимание на внутрибуквенные просветы и пробелы между словами? Наверняка только в том случае, если пробелы были сумасшедшей протяженности или литеры так плотно лепились, что никаким просветам просто нет места. К этому приводит стремление экономить бумагу любой ценой, отсюда и недопустимые трансформации шрифта, что удобочитаемости совсем не способствует. Внутрибуквенное белое пространство должно быть уравновешено так, чтобы оптически просветы выглядели равными. В целом основное внимание следует уделять кернингу заголовков, рубрик и выделений.

Некоторые советы. Рекомендуются как лучшие в плане удобочитаемости кегль 10 (корпусный) и кегль 12 (цицеро). Для каждой возрастной группы читателей существуют рекомендации, но в целом самыми удобочитаемыми гарнитурами во всех кеглях считаются «Литературная» и «Обыкновенная новая«. Удобочитаемость шрифтов «Академической» и «Елизаветинской» гарнитур несколько ниже, дальше следуют «Банниковская» и «Лазурского» и — лучшая из этой группы — «Школьная».

Рубленые (сансерифные) шрифты в полужирном начертании удобочитаемы в крупных кеглях (20, 16, 14, 12). Они хороши для детских изданий и учебников для начальной школы; классический пример — букварь. Для кеглей 8, 9, 10 по-настоящему адаптированных рубленых гарнитур существует немного, в большинстве случаев большие массивы сплошного текста из-за низкой различаемости отдельных литер и отсутствия сериф (засечек) утомляют глаза своей однообразной чернотой.

You may also like...