Шрифт — то же искусство...
08.06.2011 07:04

Прогресс шагает вперед семимильными шагами. Время идет — все меняется. Металлический набор, кажется, навсегда уходит в прошлое. В ходу, за исключением разве что глухих провинций, набор компьютерный; в общем-то, всем хорош — и быстро, и легко, и без особых затрат… Но простота иногда хуже воровства. Не обижайтесь, господа владельцы настольных издательских систем, так уж получается, что электронные средства открывают необозримое поле для всяческих экспериментов, — например, позволяют производить практически любые трансформации шрифта, а с этим нужно быть осторожнее — все хорошо, но в меру: порой параметры искажаются настолько, что сам создатель шрифта ни за что его не узнает. Например, очень распространены преобразованные варианты (с измененной шириной или наклоном знаков) гарнитуры "Хельветика", хотя она и в оригинале имеет около двух десятков начертаний. В последние несколько лет сложилось непоколебимое мнение, что при создании журнала или книги львиную долю внимания следует уделять обработке иллюстративного материала, цветовым эффектам — словом, всем элементам оформления, и лишь в последнюю очередь — шрифту. Это, мягко говоря, не совсем верно, ведь шрифт — важная составляющая всего стилевого единства оформления. И цель этой статьи — напомнить, что шрифт и по сей день является графической формой изображения — то есть особым родом искусства, — и рассказать о порядком подзабытых шрифтовых характеристиках.

За пять-семь прошедших лет, по данным комитета РФ по печати, количество одних только издательств увеличилось в сотни раз, а уж число издаваемых ими наименований возросло в десятки тысяч раз. С появлением на нашем печатном рынке здоровой конкуренции каждому отдельно взятому издателю надо ухитряться удерживать и расширять кровью и потом завоеванное под солнцем место. Наверное, никому не нужно объяснять, что профессионализм, качество и стиль — прямо-таки родные братья. Однако часто случается, что самый интересный и волнующий текст имеет шрифтовые дефекты, как-то: неудачно выбранный интерлиньяж, когда строки "слипаются" от слишком маленьких междустрочных интервалов, или, наоборот, немыслимые пробелы между ними затрудняют легкое и безболезненное скольжение глаза. Или, допустим, слишком мелкий кегль основного текста — никакая экономия бумаги не оправдывает такого издевательства над читателем. Или отсутствие кернинга там, где он необходим. А если добавить ко всему еще и пресловутые дефекты печати… Слава богу, многие находят, где печататься, покупают пантоны в Финляндии, раз уж в родном Отечестве с этим пока не все гладко.

Что же происходит с текстом, имеющим шрифтовые дефекты? Нетрудно догадаться, что все эти недоделочки в массе своей раздражают - и читатель, помассировав глаза, откладывает это в сторону, а то и вовсе теряет интерес к вашему изданию. Может быть, все дело в том, что у нас немного не те ориентиры? Глядя на западные издания, свободно использующие весь арсенал изобразительных средств, издатели отечественные вовсю стараются быть если не круче, то, по крайней мере, не хуже, и усиленно экспериментируют со всем, что попадается под горячую руку: применяют выворотку к месту и не к месту, используют на одном развороте невиданное количество гарнитур, создают тяжеловесные, а подчас и смешные шрифтовые конструкции .

 
?php $sg = 'banner'; include