Шрифт — то же искусство…
За пять-семь прошедших лет, по данным комитета РФ по печати, количество одних только издательств увеличилось в сотни раз, а уж число издаваемых ими наименований возросло в десятки тысяч раз. С появлением на нашем печатном рынке здоровой конкуренции каждому отдельно взятому издателю надо ухитряться удерживать и расширять кровью и потом завоеванное под солнцем место. Наверное, никому не нужно объяснять, что профессионализм, качество и стиль — прямо-таки родные братья. Однако часто случается, что самый интересный и волнующий текст имеет шрифтовые дефекты, как-то: неудачно выбранный интерлиньяж, когда строки «слипаются» от слишком маленьких междустрочных интервалов, или, наоборот, немыслимые пробелы между ними затрудняют легкое и безболезненное скольжение глаза. Или, допустим, слишком мелкий кегль основного текста — никакая экономия бумаги не оправдывает такого издевательства над читателем. Или отсутствие кернинга там, где он необходим. А если добавить ко всему еще и пресловутые дефекты печати… Слава богу, многие находят, где печататься, покупают пантоны в Финляндии, раз уж в родном Отечестве с этим пока не все гладко.
Что же происходит с текстом, имеющим шрифтовые дефекты? Нетрудно догадаться, что все эти недоделочки в массе своей раздражают — и читатель, помассировав глаза, откладывает это в сторону, а то и вовсе теряет интерес к вашему изданию. Может быть, все дело в том, что у нас немного не те ориентиры? Глядя на западные издания, свободно использующие весь арсенал изобразительных средств, издатели отечественные вовсю стараются быть если не круче, то, по крайней мере, не хуже, и усиленно экспериментируют со всем, что попадается под горячую руку: применяют выворотку к месту и не к месту, используют на одном развороте невиданное количество гарнитур, создают тяжеловесные, а подчас и смешные шрифтовые конструкции .